Возможность приобретения госслужащими ценных бумаг
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Город Глазов
Официальный портал
муниципального образования
Бета-тестирование портала

Старая версия

Возможность приобретения госслужащими ценных бумаг

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Возможность приобретения госслужащими ценных бумаг

Возможность приобретения госслужащими ценных бумаг

1. Что такое ценная бумага?

 Согласно пункту 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация (в том числе облигация федерального займа, облигация субъекта Российской Федерации), чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке[1] (далее – ценные бумаги).

2. Является ли фьючерс ценной бумагой?

 Гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрен такой вид ценной бумаги как "фьючерс" и "фьючерсный контракт". Фьючерсный договор является производным финансовым инструментом[2], а не ценной бумагой (Указание Банка России от 16 февраля 2015 г. № 3565-У "О видах производных финансовых инструментов").

Таким образом, настоящий документ не затрагивает вопросы владения государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданский служащий) фьючерсами и фьючерсными контрактами. При этом обращаем внимание, что при приобретении "фьючерса" и (или) "фьючерсного контракта" необходимо учитывать распространяемые на гражданского служащего антикоррупционные стандарты, в частности требование о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, запрет прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (как следствие, не допускать их нарушения).

 3. Вправе ли гражданский служащий иметь в собственности ценные бумаги?

По общему правилу, гражданским служащим не запрещено приобретать ценные бумаги, за исключением случая, предусмотренного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее – Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).

В отношении лиц, указанных в статье 2 данного Федерального закона[3], предусмотрен запрет прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, в число которых входят, в частности, ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги (далее также – иностранные финансовые инструменты).

Также отмечаем, что согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим запрещено приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В этой связи отмечаем, что в настоящее время такие случаи предусмотрены в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.

4. Когда начинает действовать запрет прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами? Что делать, если гражданин владеет иностранными финансовыми инструментами и претендует на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, при замещении которой запрещено пользоваться такими инструментами?

 Данный запрет начинает действовать со дня замещения (занятия) должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ. При этом со дня замещения указанной должности предусмотрено три месяца, чтобы осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов (согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).

 5. Какой порядок действий в случае невозможности осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов?

 В случае невозможности выполнить соответствующие требования в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли лиц, в отношении которых установлен рассматриваемый запрет, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия указанных ареста, запрета распоряжения или прекращения иных обстоятельств (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 21 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ каждый случай невыполнения соответствующих требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании применимой комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

6. Является ли замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, включенной в перечень, принятие которого предусмотрено подпунктом "и" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, достаточным для установления факта наличия запрета на приобретение иностранных финансовых инструментов гражданским служащим, замещающим такую должность?

 Да, замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, включенной в перечень, предусмотренный подпунктом "и" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, характеризует наличие запрета на приобретение иностранных финансовых инструментов гражданским служащим, замещающим такую должность. Как следствие, не требуется дополнительно устанавливать факт наличия полномочий на участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

7. Что такое ISIN и как им пользоваться?

 Международный идентификационный код ценной бумаги (англ. International Securities Identification Number, ISIN) – 12-разрядный буквенно-цифровой код, однозначно идентифицирующий ценную бумагу.

Структура ISIN-кода определяется стандартом ISO 6166. Первые два символа (префикс) – буквы, определяющие код страны эмитента (определяется по стандарту ISO 3166). Российские ISIN-коды начинаются буквами RU.

ISIN-код можно также проверить с использованием как открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), так и с использованием официального сайта ISIN в сети "Интернет": https://www.isin.org/.

8. Что является правонарушением в ситуации, при которой владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов?

 Правонарушением является не сам факт владения ценными бумагами, а неисполнение обязанности уведомить в установленном порядке о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения и (или) непринятие предусмотренных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, связанного с владением такими ценными бумагами.

9. Являются ли еврооблигации, выпущенные Российской Федерацией (Минфином России) или российскими эмитентами, иностранными финансовыми инструментами?

 Такие ценные бумаги не относятся к иностранным финансовым инструментам, поскольку их эмитентом не является нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица. В этой связи они не подпадают под соответствующее определение, установленное Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ. 

Таким образом, гражданский служащий вправе приобретать такие ценные бумаги (несмотря на то обстоятельство, что ISIN-код не начинается на RU), а также инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в случае наличия в общем имуществе, составляющем паевой инвестиционный фонд, таких активов.

10. Какие особенности приобретения ценных бумаг гражданскими служащими заслуживают внимания?

 Гражданским служащим, которым запрещено приобретать иностранные финансовые инструменты[4], необходимо обращать пристальное внимание на эмитента ценной бумаги. Так, например, субъективное восприятие организации в качестве отечественной не всегда соответствует фактическим обстоятельствам, что может привести к нарушению обозначенного запрета.

Кроме того, на ПАО Московская биржа и ПАО "СПБ Биржа" введены в обращение ценные бумаги иностранных эмитентов, включая акции, депозитарные расписки и еврооблигации. В этой связи осуществление сделок на данных площадках не исключает риски нарушения рассматриваемого запрета. Стоит обратить внимание также на приобретение гражданским служащим депозитарных расписок.

11. Что такое "депозитарная расписка"?

Депозитарная расписка является ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости, удостоверяющей право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг и закрепляющей право ее владельца требовать от эмитента депозитарных расписок получения взамен депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.

Таким образом, приобретение иностранной депозитарной расписки[5], удостоверяющей право собственности на определенное количество ценных бумаг российского эмитента, а также приобретение российской депозитарной расписки[6], удостоверяющей право собственности на определенное количество ценных бумаг иностранных эмитентов, приводит к нарушению запрета, предусмотренного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.

12. Что такое "конфликт интересов"?

Определения понятия "конфликт интересов" и связанного с ним понятия "личная заинтересованность" предусмотрены в частях 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности[7]; наличие у гражданского служащего полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод гражданским служащим и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) гражданским служащим своих полномочий.

Более подробно ознакомиться с обстоятельствами, характеризующими ситуацию в качестве конфликта интересов, можно в Методических рекомендациях по вопросам  привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, которые размещены и доступны для скачивания на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" (далее – сайт Минтруда России) по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15.

С примерами конфликта интересов можно ознакомиться в обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов, которые также размещены и доступны для скачивания на сайте Минтруда России по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13.

13. Что делать при возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами?

 В первую очередь необходимо направить уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление), представителю нанимателя. Уведомление направляется в порядке, определенном представителем нанимателя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и может в том числе содержать позицию относительно предлагаемых самим гражданским служащим мер по предотвращению или урегулирования конфликта интересов.

Также в целях предотвращения конфликта интересов (но не урегулирования) такие ценные бумаги должны быть переданы в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ). В этой связи при необходимости возникает обязанность принять меры по урегулированию такого конфликта.[8]

14. Требуется ли передавать ценные бумаги в доверительное управление при отсутствии возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами?

 В случае отсутствия возможности возникновения конфликта интересов передавать соответствующие ценные бумаги в доверительное управление не требуется.

15. Что делать в случае приобретения ценных бумаг в порядке наследования, владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов?

 В указанном случае после принятия наследства наследнику следует направить уведомление представителю нанимателя в установленном порядке и принять меры по урегулированию (предотвращению) такого конфликта интересов.

16. Что делать в случае приобретения иностранных финансовых активов в порядке наследования?

Порядок действий гражданского служащего в случае приобретения иностранных финансовых активов в результате принятия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства предусмотрен в части 4 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.

17. Означает ли передача ценных бумаг в доверительное управление переход права собственности на них?

Передача ценных бумаг в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему (пункт 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации).

За собственником сохраняются право на получение дохода от ценных бумаг и право на участие в организациях, а также на получение доходов от иного использования этого имущества.

18. Является ли передача ценных бумаг в доверительное управление мерой по урегулированию конфликта интересов?

 Исходя из смысла части 7 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, передача ценных бумаг в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации осуществляется в целях предотвращения конфликта интересов, а не его урегулирования.

Данное обстоятельство характеризуется тем, что у владельца ценных бумаг имеется личная заинтересованность, которая может быть реализована путем получения дохода, иной материальной выгоды как непосредственно самим собственником рассматриваемого имущества, так и эмитентами указанных ценных бумаг и организациями, связанными с владельцем имущественными отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Собственник и эмитент ценных бумаг, принадлежащих этому собственнику (либо организации, доли в капитале которой принадлежат этому собственнику), остаются связанными между собой имущественными отношениями, несмотря на передачу указанного имущества в доверительное управление.

Передача ценных бумаг в доверительное управление полностью не устраняет возможность возникновения конфликта интересов и не исключает необходимость принятия собственником указанного имущества мер по урегулированию конфликта интересов.

19. Какие меры по урегулированию конфликта интересов в связи с владением ценными бумагами могут быть приняты?

 В частях 4 и 5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры, которые могут быть приняты в целях предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов.

Такими мерами являются в частности: отвод, самоотвод, изменение должностного положения соответствующего лица, отказ от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов. При этом порядок отвода и самоотвода для гражданских служащих Российской Федерации не установлен.

Данные меры могут оказаться достаточными для урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации.

Дополнительно отмечаем, что представитель нанимателя, а также подразделение и (или) комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не вправе требовать обязательного отчуждения ценных бумаг, поскольку указанное требование не будет основано на законе и, как следствие, будет являться неправомерным. Кроме того, реализация данного требования может повлечь за собой нарушение имущественных прав собственника ценных бумаг. В этой связи обращаем внимание, что право частной собственности согласно статье 35 Конституции Российской Федерации охраняется законом и, как следствие, данное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации).

Помимо прочего, следует обращать внимание на приобретение производного финансового инструмента, базисным активом которого являются создающие конфликт интересов ценные бумаги, а также цифрового финансового актива, удостоверяющего возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или право участия в капитале непубличного акционерного общества, которые создают конфликт интересов.

При приобретении вышеуказанных производного финансового инструмента или цифрового финансового актива соответствующему лицу следует принять меры по урегулированию конфликта интересов.

20. Может ли гражданский служащий приобретать ценные бумаги в рамках договора о брокерском обслуживании или договора доверительного управления ценными бумагами, в том числе предусматривающих открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета?

 Законодательство Российской Федерации не запрещает гражданским служащим и их супругам заключать договоры о брокерском обслуживании и договоры доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета.

Вместе с тем стоит учитывать, что ценные бумаги, приобретаемые в рамках указанных договоров, становятся собственностью клиента. В этой связи при заключении таких договоров необходимо учитывать обозначенные положения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также
в отдельных случаях исключить приобретение иностранных финансовых инструментов, например акций, эмитентом которых выступает зарегистрированная за пределами Российской Федерации дочерняя структура российской организации. Так, в случае приобретения ценных бумаг в рамках договора о брокерском обслуживании гражданскому служащему (клиенту) достаточно не подавать поручение брокеру, которое приводит или может привести к нарушению законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В ситуации с приобретением ценных бумаг в рамках договора доверительного управления ценными бумагами, в том числе предусматривающих открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета, необходимо внимательно ознакомиться с предлагаемыми стратегиями доверительного управления и выбрать ту, которая не будет предусматривать риски нарушения гражданским служащим положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Необходимо помнить, что ответственность возложена на гражданского служащего, а не на брокера или управляющую компанию.

Кроме того, приобретаемые в рассматриваемом порядке ценные бумаги подлежат указанию в разделе 5 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее – справка).

21. Может ли гражданский служащий использовать банковские услуги, при которых происходит автоматическое инвестирование принадлежащих гражданскому служащему денежных средств в инвестиционные портфели банка?

Гражданский служащий вправе использовать подобные банковские услуги.

При этом в целях исключения возможности нарушения запрета, предусмотренного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, а также предупреждения ситуаций, при которых инвестирование в такие активы может привести к конфликту интересов, рекомендуется подробно изучить информацию об активах, задействованных в инвестиционных портфелях банка, и своевременно принимать меры по исключению возможности нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе принимать своевременные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

22. Какие особенности владения инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов необходимо учитывать гражданским служащим? 

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности (абзац второй пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"). В этой связи необходимо отметить следующее: при владении инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, в случае наличия в общем имуществе, составляющем паевой инвестиционный фонд, активов, право собственности на которые может повлечь или влечет возникновение конфликта интересов, обязанность по передаче ценных бумаг в доверительное управление считается исполненной в связи с присоединением к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом с управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление данным фондом (вместе с тем данное обстоятельство не отменяет обязанность при наличии обстоятельств принять меры по урегулированию конфликта интересов); в случае наличия в общем имуществе рассматриваемого фонда иностранных финансовых инструментов гражданским служащим, владеющим инвестиционным паем такого фонда, будет нарушаться запрет, предусмотренный Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (в случае распространения на него указанного запрета).

23. Является ли систематическая купля-продажа ценных бумаг предпринимательской деятельностью?

 Деятельность по совершению операций с ценными бумагами является инвестиционной, поскольку системное заключение физическим лицом сделок с ценными бумагами через посредника (брокера) не квалифицируется как занятие предпринимательской деятельностью и в этой связи не подпадает под запрет, предусмотренный пунктом 31 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Предпринимательской деятельностью является именно оказание самим лицом (например, брокером) посреднических услуг по купле-продаже ценных бумаг.

24. Приводит ли приобретение акций (долей участия в уставном капитале) к нарушению запрета на участие гражданских служащих в управлении организациями?

 Само по себе владение акциями (долями участия в уставном капитале), обусловливающее право принимать участие в работе органа управления хозяйственного общества, в том числе участие в принятии решения на общем собрании членов хозяйственного общества, не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о факте участия в управлении коммерческой организацией. Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 27 декабря 2012 г. № 34-П.

Таким образом, гражданские служащие вправе иметь в собственности акции, дающие им право голосовать на собрании акционеров, но им запрещено участвовать в управлении организацией, т.е. реализовывать обозначенное право и голосовать на собрании акционеров.

25. Приводит ли приобретение акций (долей участия в уставном капитале) к нарушению гражданским служащим запрета на занятие предпринимательской деятельностью?

 Предпринимательскую деятельность осуществляет сама организация как самостоятельный субъект права.

Так, например, деятельность акционеров не является предпринимательской: предпринимательскую деятельность осуществляют не акционеры как таковые, а само акционерное общество.

Данный вывод в полной мере распространяется и на иные, помимо владения акциями, права участия в уставном капитале организации и означает, что такое участие само по себе не может расцениваться в качестве предпринимательской деятельности.

Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 27 декабря 2012 г. № 34-П.

При этом необходимо принимать во внимание, что приобретение акций (долей участия в уставном капитале) может привести к конфликту интересов.

26. Могут ли гражданские служащие приобретать облигации федерального займа?

 Абсолютное большинство гражданских служащих может, поскольку владение облигациями федерального займа, как правило, не приводит к возникновению или возможности возникновения конфликта интересов в связи с вероятным отсутствием полномочий для реализации личной заинтересованности, установление наличия которых является одним из обязательных признаков, квалифицирующих ситуацию в качестве конфликта интересов. Полномочия для реализации личной заинтересованности возникают у гражданских служащих, участвующих в регулировании вопросов, связанных с облигациями федерального займа.

27.  Как отражать информацию о наличии в собственности ценных бумаг, о доходах от них и проч. в справке?

 В соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, ежегодно подготавливаемыми Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными государственными органами и организациями, осуществляется указание в справке ценных бумаг, доходов, полученных от операций с ними и (или) в результате нахождения их в собственности, а также срочных обязательств финансового характера, возникших в рамках договора о брокерском обслуживании или договора доверительного управления ценными бумагами, включая договор на ведение индивидуального инвестиционного счета.

28. К кому обращаться за консультативной помощью?

 Подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее – подразделение) осуществляет оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

29. Что делать, если остались сомнения относительно квалификации ситуации как возникновение или возможность возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами после ознакомления с методическими материалами и получения консультации?

При наличии сомнений относительно возникновения или возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами гражданскому служащему рекомендуется направить представителю нанимателя уведомление.

Порядок направления указанных уведомлений определяется представителем нанимателя посредством издания нормативного правового акта государственного органа.

При этом уведомление, поступившее в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, является основанием для заседания указанной комиссии в соответствии, в частности, с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".

Количество показов: 638
Приложение: Загрузить
21.10.2022

Возврат к списку