Фишинг (англ. phishing) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение идентификационных данных пользователей (логин, пароль, номер кредитной карты и другой конфиденциальной информации), а также запуск вредоносного программного обеспечения на компьютере пользователя.
Такой вид интернет-мошенничества, как правило, основан на психологической манипуляции и его цель – вывести человека на такие эмоции, как интерес, страх, жадность, злость, желание помочь. Это позволяет ослабить концентрацию человека, усыпить его бдительность. Так, применение различных психологических приемов делает такой вид интернет-мошенничества чрезвычайно эффективным, в том числе в органах государственной власти.
Пример. Для злоумышленника не составляет труда найти в открытых источниках информацию о структуре Вашего органа власти, определить ключевых должностных лиц и домен корпоративной почты Вашего органа власти. Это позволяет злоумышленнику сделать фишинговую рассылку примерно следующего содержания: «Уважаемый ….! В период с 1 марта по 3 апреля Управлением информационных технологий производится ревизия почтовых ящиков сотрудников …. Все неиспользуемые почтовые ящики будут отключены. Если вы получили данное письмо и планируете использовать данный почтовый ящик в будущем, просьба оперативно войти в личный кабинет по следующей ссылке:……...»
При этом ссылка, конечно же, ведет на поддельную форму авторизации в корпоративную почту. Если тот или иной сотрудник органа власти вовремя не поймет, что данная рассылка является фишинговой, и перейдет по ссылке, он окажется на странице, которая внешне неотличима от настоящей формы ввода учетных данных. Конечно же, введя логин и пароль, такой сотрудник «добровольно» передаст их злоумышленникам.
Если Вы получили письмо, в котором от Вас требуют какого-либо взаимодействия, в том числе незамедлительного, или же такое письмо вызывает у Вас любопытство, чувство страха или побуждает к действиям, например, «открой», «прочитай», «ознакомься», то задумайтесь и задайте себе следующие вопросы:
Если ответ хотя бы на один из озвученных выше вопросов «нет» - внимательно проанализируйте содержимое письма и, при необходимости, свяжитесь для консультации с представителем подразделения по защите информации (системным администратором) Вашего органа власти.
Имейте в виду, что особого внимания требуют письма, которые:1. Проверьте адрес отправителя (домен адреса электронной почты, с которой пришло письмо, должен совпадать с доменом, указанным на официальном сайте организации, от имени которой якобы направлено письмо, а логин такой почты, в свою очередь, должен совпадать с принятой логикой их построения в той или иной организации; домен адреса электронной почты – это те символы, которые следуют сразу после символа «@», например, в Госпочте УР доменное имя – udmr ). Проверяйте адрес отправителя, даже в случае совпадения имени с уже известным контактом.
2. Проверьте полное имя отправителя (для проверки полного имени отправителя, наведите курсор мышки на указанное в письме имя отправителя) и затем проанализируйте высветившийся адрес электронной почты в соответствии с информацией из официальных источников (см. пункт выше).
3. Проверьте, при наличии, ссылки, даже если письмо получено от другого пользователя Госпочты УР, и помните о том, что сам факт направления Вам по электронной почте ссылок, ведущих на сторонний ресурс, является подозрительным:
4. Проверьте наличие вложений. Если отправитель, электронное письмо и причина, по которой Вас просят открыть вложение, вызывает даже самое незначительное подозрение
5. Обращайте внимание на возможные опечатки, орфографические ошибки, большое количество прописных букв, совпадение названий организации, имени отправителя и содержимого в тексте электронного письма.
6. Если полученное письмо вызывает сомнения, по возможности, свяжитесь с отправителем или со справочной организации, от которой пришло такое электронное письмо, по другому каналу связи. При этом контактные данные нужно брать из авторитетных источников, например, на официальном сайте организации, а не из направленного Вам письма.