Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2022 год
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Город Глазов
Официальный портал
муниципального образования
Бета-тестирование портала

Старая версия

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2022 год

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2022 год

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2022 год

Обеспечить наличие контролируемых веществ для медицинских и научных целей – главная цель Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками и Конвенции о психотропных веществах 1971 года. Вместе с тем показатели наличия и доступности находящихся под международным контролем веществ для их использования в медицинских и научных целях по-прежнему распределяются неравномерно, и объемы законного употребления наркотических средств и психотропных веществ существенно различаются как по странам одного региона, так и по разным регионам. Обеспечение баланса в этой области – неотъемлемая составляющая права на здоровье и одно из условий достижения цели 3 в области устойчивого развития, касающейся здоровья и благополучия. В этой связи Комитет подготовил специальное дополнение к настоящему докладу за 2022 год, озаглавленное "Не обойти вниманием ни одного пациента: ситуация с обеспечением достаточной доступности находящихся под международным контролем веществ для использования в медицинских и научных целях". Это дополнение продолжает серию предыдущих пяти дополнительных докладов, выпущенных МККН в период с 1989 по 2018 год, и содержит обзор текущей ситуации на основе информации, полученной МККН от государств-членов и представителей гражданского общества. Оно также тематически перекликается с инициативой Председателя шестьдесят пятой сессии Комиссии по наркотическим средствам, направленной на активизацию работы по выполнению международных обязательств в области наркополитики, касающихся улучшения обеспеченности контролируемыми веществами и их доступности для медицинских и научных целей.

В дополнении к докладу за 2022 год констатируется сохранение различий в потреблении опиоидных анальгетиков для обезболивания и психотропных веществ для лечения различных психических и неврологических заболеваний. В нем описаны главные факторы, препятствующие обеспечению наличия достаточного количества психоактивных веществ, и сформулирован ряд рекомендаций по такому широкому кругу вопросов, как обучение медицинских работников, информирование общественности, сохранение знаний, административные и бюджетные меры, законодательная и нормативная база и использование преимуществ технических достижений. Так, мы призываем крупнейшие страны-производители рассмотреть возможность снижения цен на лекарственные средства для стран с низким и средним уровнем дохода и предоставить им возможность приобретать доступный по цене морфин вместо более дорогих синтетических опиоидных анальгетиков. Правительствам рекомендуется также принимать конкретные меры для повышения доступности лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, во время чрезвычайных ситуаций, в том числе во время конфликтов, пандемий и обусловленных изменением климата бедствий. Мы будем и далее оказывать правительствам содействие в улучшении обеспеченности этими важными лекарственными средствами и поддерживать тесный контакт с национальными компетентными органами во время чрезвычайных ситуаций, чтобы не допускать перебоев в торговле важными лекарственными средствами, в составе которых содержатся находящиеся под контролем вещества.

Каждый год первая глава нашего ежегодного доклада посвящается какой-нибудь конкретной теме и задумывается как вклад в обсуждение вопросов наркополитики на национальном и международном уровнях. Глава I нынешнего доклада Комитета посвящена анализу тенденции к легализации потребления каннабиса. Эта тема сейчас особенно актуальна, поскольку в последние годы все больше государств проводят политику, направленную на разрешение использования каннабиса не только в медицинских и научных, но и в иных целях.

В главе I описаны проблемы, стоящие перед государством и обществом, и дан краткий обзор изменений, касающихся употребления каннабиса и контроля над ним, а также различных моделей, используемых для обоснования немедицинского применения каннабиса. Мы проанализировали различные стратегические подходы с правовой точки зрения, исходя из положений конвенций о контроле над наркотиками, и пришли к выводу, что при соблюдении определенных условий такие подходы, как декриминализация и депенализация, можно считать соответствующими конвенциям. В конвенциях закреплен принцип соразмерности, предусматривающий применение альтернатив наказанию за совершение отдельных правонарушений. Легализация же предложения и использования каннабиса не в медицинских и не в научных целях идет вразрез с положениями конвенций.

МККН сделал несколько выводов, в том числе относительно того, что предусмотренная в конвенциях система контроля позволяет государствам довольно гибко подходить к вопросам защиты молодежи, охраны здоровья населения, предупреждения неоправданного применения наказания в виде лишения свободы и борьбы с незаконными рынками и связанной с ними организованной преступностью. Центральное значение при таком подходе имеют разработка более качественных программ обучения, профилактики и лечения и борьба с организованной преступностью за счет эффективной социальной профилактики и правоохранительной деятельности. В докладе отмечается, что легализация не способна удержать молодежь от потребления каннабиса, и незаконные рынки продолжают существовать, а в некоторых случаях даже процветают. Юрисдикциям, проводящим политику легализации, не удалось добиться тех целей, которых они рассчитывали достичь посредством легализации рекреационного употребления каннабиса. Особую обеспокоенность вызывают нацеленность стратегий маркетинга и сбыта продукции из каннабиса на молодежь, а также снижение восприятия вреда от употребления каннабиса, несмотря на наличие на рынке сильнодействующих продуктов каннабиса, вызывающих опасения с точки зрения охраны общественного здоровья.

Тенденция к легализации немедицинского применения каннабиса создает существенную проблему для государств – участников конвенций о контроле над наркотиками. МККН по-прежнему ответственно относится к выполнению своих задач, касающихся оказания правительствам помощи в осуществлении конвенций, и поддерживает диалог с государствами, чтобы содействовать осуществлению конвенций и тем самым достичь их целей – охраны здоровья и обеспечения благополучия человечества.

В главе II доклада представлен обзор функционирования системы международного контроля над наркотиками, работа которой зависит от своевременного представления правительствами в Комитет точной информации. В этой связи важно, чтобы правительства совершенствовали механизмы, с помощью которых осуществляется мониторинг культивирования, производства и изготовления контролируемых веществ и торговли ими. Правительствам настоятельно рекомендуется совершенствовать сбор данных о закономерностях потребления наркотиков, что особенно актуально для стран Африки и Океании, во многих из которых имеется явная нехватка данных о потреблении наркотиков. МККН призывает государства-доноры включить в двустороннюю помощь мероприятия по оказанию поддержки в этом вопросе.

В докладе также обращается внимание на появление сильнодействующих синтетических опиоидов, не относящихся к фентаниловой группе, с употреблением которых связан рост смертности от передозировок, приведший к усугублению опиоидного кризиса, в прошлом ассоциировавшегося главным образом с употреблением незаконно изготовленного фентанила. МККН оказывает государствам-членам помощь в решении этой проблемы в рамках различных мероприятий по линии своей Глобальной программы оперативного пресечения незаконного оборота опасных веществ (ГРИДС), в том числе путем оказания поддержки через сеть региональных технических специалистов и предоставления таких инструментов, как Информационно-коммуникационная система проекта ИОН (ИОНИКС), позволяющая национальным органам обмениваться информацией в режиме реального времени. Мы также укрепляем потенциал правительств в области взаимодействия с частным сектором с целью не допустить использования законных отраслей, в том числе интернет-сервисов и служб экспресс-доставки и почтовой связи, для незаконного оборота опасных синтетических опиоидов.

Правительствам рекомендуется активизировать усилия по противодействию распространению не включенных в списки дизайнерских химических веществ – прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, путем добровольного предоставления информации о планируемом экспорте с помощью ресурсов и инструментария, разработанного Комитетом для государств-членов, а также путем выполнения рекомендаций относительно осуществления статьи 12 Конвенции 1988 года, сформулированных в нашем докладе за 2022 год. МККН неоднократно обращал внимание на необходимость улучшить ситуацию с осуществлением положений статьи 13 Конвенции 1988 года как дополнительного инструмента борьбы с незаконным изготовлением наркотиков. Комитет предлагает правительствам пользоваться подготовленными им методическими материалами и пособиями для предотвращения и расследования случаев утечки и незаконного оборота оборудования и материалов, используемых при незаконном обороте наркотиков.

Особую обеспокоенность у Комитета вызывает резкое увеличение объемов незаконного производства и оборота кокаина. При рассмотрении этого глобального вопроса в своем докладе Комитет анализирует последние изменения, которые привели к расширению доступности кокаина с более высокой степенью чистоты, создающему все более серьезную угрозу для здоровья населения. МККН призывает правительства скоординированно решать эту проблему на международном уровне путем принятия целенаправленных мер в отношении каждого звена цепочки поставок и пресечения незаконных финансовых потоков. МККН продолжает оказывать государствам-членам поддержку в решении этой проблемы, особенно в плане предотвращения незаконного оборота химических веществ – прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении кокаина.

Обеспокоенность и тревогу у МККН по-прежнему вызывают крупномасштабное культивирование опийного мака и производство опия в Афганистане, продолжающееся несмотря на введение запрета фактическими властями. В стране необходимо срочно улучшать ситуацию с оказанием лечебно-профилактической помощи для всех употребляющих наркотики жителей, особенно женщин, и мы призываем международное сообщество продолжать поддерживать деятельность по контролю над наркотиками в Афганистане в интересах охраны здоровья населения. Такую поддержку следует рассматривать как важный элемент помощи в целях развития, оказываемой этой стране, в которой политические и социально-экономические проблемы усугубляются чрезвычайными ситуациями экологического и гуманитарного характера.

Один из рассматриваемых в докладе глобальных вопросов касается необходимости исключать дискриминацию лиц, употребляющих наркотики, в национальном законодательстве, политике и практике. В соответствующих рекомендациях государствам предлагается вырабатывать политику на основе научных данных, при содействии и участии лиц, употребляющих наркотики, и следить за тем, чтобы такая политика была приемлема в культурном отношении, общедоступна и адаптирована к культурным особенностям и социально-экономическим реалиям.

Особое внимание уделено также теме психического здоровья. МККН напоминает правительствам о необходимости обеспечить людям с психическими расстройствами доступ к надлежащему лечению и лекарственным средствам, облегчающим их страдания, с тем чтобы они могли полноценно участвовать в жизни общества, не подвергаясь стигматизации и дискриминации. В докладе особо отмечается, что для всеобъемлющего решения этой проблемы необходимо предусмотреть оказание услуг по лечению и поддержке лиц с психическими расстройствами в рамках национальной системы здравоохранения и обеспечить бесперебойное предоставление таких услуг, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

В докладе рассмотрены обязанности стран транзита при законной торговле находящимися под международным контролем веществами, и правительствам напоминается об их обязательстве обеспечивать безопасность грузов с психоактивными веществами при их транзите через свою территорию в рамках международной торговли и создать механизмы для предотвращения их утечки во время транзита, закрепленном в конвенциях о контроле над наркотиками и резолюциях Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по наркотическим средствам.

В главе IV доклада изложены выводы и рекомендации Комитета, адресованные правительствам, Организации Объединенных Наций и другим международным, региональным и национальным организациям. Мы призываем организации гражданского общества также принимать эти выводы и рекомендации во внимание при планировании своей работы.

МККН всегда готов оказать правительствам поддержку в полном осуществлении трех конвенций о контроле над наркотиками, в том числе на основе его рекомендаций, а также в работе над достижением целей в области устойчивого развития, в частности цели 3, касающейся здоровья и благополучия, и цели 16, касающейся мира, правосудия и эффективных институтов. В этой связи МККН поддерживает активный диалог с государствами-членами и оказывает правительствам поддержку путем реализации таких инициатив, как "МККН-Обучение" и программа ГРИДС, и разработки различных систем, облегчающих обмен информацией между странами и территориями. Сейчас, когда международное сообщество стремится ускорить темпы реализации повестки дня на период до 2030 года в условиях пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19) и чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера, полное осуществление конвенций о контроле над наркотиками имеет решающее значение для охраны здоровья и обеспечения благополучия человечества.

Джагджит Павадиа
Председатель
Международный комитет по контролю над наркотиками

Приложение:  Загрузить