Обеспечить наличие контролируемых веществ для медицинских и научных целей – главная цель Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками и Конвенции о психотропных веществах 1971 года. Вместе с тем показатели наличия и доступности находящихся под международным контролем веществ для их использования в медицинских и научных целях по-прежнему распределяются неравномерно, и объемы законного употребления наркотических средств и психотропных веществ существенно различаются как по странам одного региона, так и по разным регионам. Обеспечение баланса в этой области – неотъемлемая составляющая права на здоровье и одно из условий достижения цели 3 в области устойчивого развития, касающейся здоровья и благополучия. В этой связи Комитет подготовил специальное дополнение к настоящему докладу за 2022 год, озаглавленное "Не обойти вниманием ни одного пациента: ситуация с обеспечением достаточной доступности находящихся под международным контролем веществ для использования в медицинских и научных целях". Это дополнение продолжает серию предыдущих пяти дополнительных докладов, выпущенных МККН в период с 1989 по 2018 год, и содержит обзор текущей ситуации на основе информации, полученной МККН от государств-членов и представителей гражданского общества. Оно также тематически перекликается с инициативой Председателя шестьдесят пятой сессии Комиссии по наркотическим средствам, направленной на активизацию работы по выполнению международных обязательств в области наркополитики, касающихся улучшения обеспеченности контролируемыми веществами и их доступности для медицинских и научных целей.
В дополнении к докладу за 2022 год констатируется сохранение различий в потреблении опиоидных анальгетиков для обезболивания и психотропных веществ для лечения различных психических и неврологических заболеваний. В нем описаны главные факторы, препятствующие обеспечению наличия достаточного количества психоактивных веществ, и сформулирован ряд рекомендаций по такому широкому кругу вопросов, как обучение медицинских работников, информирование общественности, сохранение знаний, административные и бюджетные меры, законодательная и нормативная база и использование преимуществ технических достижений. Так, мы призываем крупнейшие страны-производители рассмотреть возможность снижения цен на лекарственные средства для стран с низким и средним уровнем дохода и предоставить им возможность приобретать доступный по цене морфин вместо более дорогих синтетических опиоидных анальгетиков. Правительствам рекомендуется также принимать конкретные меры для повышения доступности лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, во время чрезвычайных ситуаций, в том числе во время конфликтов, пандемий и обусловленных изменением климата бедствий. Мы будем и далее оказывать правительствам содействие в улучшении обеспеченности этими важными лекарственными средствами и поддерживать тесный контакт с национальными компетентными органами во время чрезвычайных ситуаций, чтобы не допускать перебоев в торговле важными лекарственными средствами, в составе которых содержатся находящиеся под контролем вещества.
Каждый год первая глава нашего ежегодного доклада посвящается какой-нибудь конкретной теме и задумывается как вклад в обсуждение вопросов наркополитики на национальном и международном уровнях. Глава I нынешнего доклада Комитета посвящена анализу тенденции к легализации потребления каннабиса. Эта тема сейчас особенно актуальна, поскольку в последние годы все больше государств проводят политику, направленную на разрешение использования каннабиса не только в медицинских и научных, но и в иных целях.
В главе I описаны проблемы, стоящие перед государством и обществом, и дан краткий обзор изменений, касающихся употребления каннабиса и контроля над ним, а также различных моделей, используемых для обоснования немедицинского применения каннабиса. Мы проанализировали различные стратегические подходы с правовой точки зрения, исходя из положений конвенций о контроле над наркотиками, и пришли к выводу, что при соблюдении определенных условий такие подходы, как декриминализация и депенализация, можно считать соответствующими конвенциям. В конвенциях закреплен принцип соразмерности, предусматривающий применение альтернатив наказанию за совершение отдельных правонарушений. Легализация же предложения и использования каннабиса не в медицинских и не в научных целях идет вразрез с положениями конвенций.
МККН сделал несколько выводов, в том числе относительно того, что предусмотренная в конвенциях система контроля позволяет государствам довольно гибко подходить к вопросам защиты молодежи, охраны здоровья населения, предупреждения неоправданного применения наказания в виде лишения свободы и борьбы с незаконными рынками и связанной с ними организованной преступностью. Центральное значение при таком подходе имеют разработка более качественных программ обучения, профилактики и лечения и борьба с организованной преступностью за счет эффективной социальной профилактики и правоохранительной деятельности. В докладе отмечается, что легализация не способна удержать молодежь от потребления каннабиса, и незаконные рынки продолжают существовать, а в некоторых случаях даже процветают. Юрисдикциям, проводящим политику легализации, не удалось добиться тех целей, которых они рассчитывали достичь посредством легализации рекреационного употребления каннабиса. Особую обеспокоенность вызывают нацеленность стратегий маркетинга и сбыта продукции из каннабиса на молодежь, а также снижение восприятия вреда от употребления каннабиса, несмотря на наличие на рынке сильнодействующих продуктов каннабиса, вызывающих опасения с точки зрения охраны общественного здоровья.
Тенденция к легализации немедицинского применения каннабиса создает существенную проблему для государств – участников конвенций о контроле над наркотиками. МККН по-прежнему ответственно относится к выполнению своих задач, касающихся оказания правительствам помощи в осуществлении конвенций, и поддерживает диалог с государствами, чтобы содействовать осуществлению конвенций и тем самым достичь их целей – охраны здоровья и обеспечения благополучия человечества.
В главе II доклада представлен обзор функционирования системы международного контроля над наркотиками, работа которой зависит от своевременного представления правительствами в Комитет точной информации. В этой связи важно, чтобы правительства совершенствовали механизмы, с помощью которых осуществляется мониторинг культивирования, производства и изготовления контролируемых веществ и торговли ими. Правительствам настоятельно рекомендуется совершенствовать сбор данных о закономерностях потребления наркотиков, что особенно актуально для стран Африки и Океании, во многих из которых имеется явная нехватка данных о потреблении наркотиков. МККН призывает государства-доноры включить в двустороннюю помощь мероприятия по оказанию поддержки в этом вопросе.
В докладе также обращается внимание на появление сильнодействующих синтетических опиоидов, не относящихся к фентаниловой группе, с употреблением которых связан рост смертности от передозировок, приведший к усугублению опиоидного кризиса, в прошлом ассоциировавшегося главным образом с употреблением незаконно изготовленного фентанила. МККН оказывает государствам-членам помощь в решении этой проблемы в рамках различных мероприятий по линии своей Глобальной программы оперативного пресечения незаконного оборота опасных веществ (ГРИДС), в том числе путем оказания поддержки через сеть региональных технических специалистов и предоставления таких инструментов, как Информационно-коммуникационная система проекта ИОН (ИОНИКС), позволяющая национальным органам обмениваться информацией в режиме реального времени. Мы также укрепляем потенциал правительств в области взаимодействия с частным сектором с целью не допустить использования законных отраслей, в том числе интернет-сервисов и служб экспресс-доставки и почтовой связи, для незаконного оборота опасных синтетических опиоидов.
Правительствам рекомендуется активизировать усилия по противодействию распространению не включенных в списки дизайнерских химических веществ – прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, путем добровольного предоставления информации о планируемом экспорте с помощью ресурсов и инструментария, разработанного Комитетом для государств-членов, а также путем выполнения рекомендаций относительно осуществления статьи 12 Конвенции 1988 года, сформулированных в нашем докладе за 2022 год. МККН неоднократно обращал внимание на необходимость улучшить ситуацию с осуществлением положений статьи 13 Конвенции 1988 года как дополнительного инструмента борьбы с незаконным изготовлением наркотиков. Комитет предлагает правительствам пользоваться подготовленными им методическими материалами и пособиями для предотвращения и расследования случаев утечки и незаконного оборота оборудования и материалов, используемых при незаконном обороте наркотиков.
Особую обеспокоенность у Комитета вызывает резкое увеличение объемов незаконного производства и оборота кокаина. При рассмотрении этого глобального вопроса в своем докладе Комитет анализирует последние изменения, которые привели к расширению доступности кокаина с более высокой степенью чистоты, создающему все более серьезную угрозу для здоровья населения. МККН призывает правительства скоординированно решать эту проблему на международном уровне путем принятия целенаправленных мер в отношении каждого звена цепочки поставок и пресечения незаконных финансовых потоков. МККН продолжает оказывать государствам-членам поддержку в решении этой проблемы, особенно в плане предотвращения незаконного оборота химических веществ – прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении кокаина.
Обеспокоенность и тревогу у МККН по-прежнему вызывают крупномасштабное культивирование опийного мака и производство опия в Афганистане, продолжающееся несмотря на введение запрета фактическими властями. В стране необходимо срочно улучшать ситуацию с оказанием лечебно-профилактической помощи для всех употребляющих наркотики жителей, особенно женщин, и мы призываем международное сообщество продолжать поддерживать деятельность по контролю над наркотиками в Афганистане в интересах охраны здоровья населения. Такую поддержку следует рассматривать как важный элемент помощи в целях развития, оказываемой этой стране, в которой политические и социально-экономические проблемы усугубляются чрезвычайными ситуациями экологического и гуманитарного характера.
Один из рассматриваемых в докладе глобальных вопросов касается необходимости исключать дискриминацию лиц, употребляющих наркотики, в национальном законодательстве, политике и практике. В соответствующих рекомендациях государствам предлагается вырабатывать политику на основе научных данных, при содействии и участии лиц, употребляющих наркотики, и следить за тем, чтобы такая политика была приемлема в культурном отношении, общедоступна и адаптирована к культурным особенностям и социально-экономическим реалиям.
Особое внимание уделено также теме психического здоровья. МККН напоминает правительствам о необходимости обеспечить людям с психическими расстройствами доступ к надлежащему лечению и лекарственным средствам, облегчающим их страдания, с тем чтобы они могли полноценно участвовать в жизни общества, не подвергаясь стигматизации и дискриминации. В докладе особо отмечается, что для всеобъемлющего решения этой проблемы необходимо предусмотреть оказание услуг по лечению и поддержке лиц с психическими расстройствами в рамках национальной системы здравоохранения и обеспечить бесперебойное предоставление таких услуг, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
В докладе рассмотрены обязанности стран транзита при законной торговле находящимися под международным контролем веществами, и правительствам напоминается об их обязательстве обеспечивать безопасность грузов с психоактивными веществами при их транзите через свою территорию в рамках международной торговли и создать механизмы для предотвращения их утечки во время транзита, закрепленном в конвенциях о контроле над наркотиками и резолюциях Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по наркотическим средствам.
В главе IV доклада изложены выводы и рекомендации Комитета, адресованные правительствам, Организации Объединенных Наций и другим международным, региональным и национальным организациям. Мы призываем организации гражданского общества также принимать эти выводы и рекомендации во внимание при планировании своей работы.
МККН всегда готов оказать правительствам поддержку в полном осуществлении трех конвенций о контроле над наркотиками, в том числе на основе его рекомендаций, а также в работе над достижением целей в области устойчивого развития, в частности цели 3, касающейся здоровья и благополучия, и цели 16, касающейся мира, правосудия и эффективных институтов. В этой связи МККН поддерживает активный диалог с государствами-членами и оказывает правительствам поддержку путем реализации таких инициатив, как "МККН-Обучение" и программа ГРИДС, и разработки различных систем, облегчающих обмен информацией между странами и территориями. Сейчас, когда международное сообщество стремится ускорить темпы реализации повестки дня на период до 2030 года в условиях пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19) и чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера, полное осуществление конвенций о контроле над наркотиками имеет решающее значение для охраны здоровья и обеспечения благополучия человечества.
Джагджит Павадиа
Председатель
Международный комитет по контролю над наркотиками
Приложение: Загрузить